29 августа 2015, 15:21

Интерфейсы в условиях крайнего дизайн-севера

На прошлой неделе мы с Владиславом Пасечником выступили с лекций и провели воркошопы на Больших Дизайн-Выходных в Суздале.

Лекция

Мы давно готовились рассказать про незнакомый для многих мир интерфейсов B2B продуктов, его особенностях, специфике и перспективах развития. О том какие тектонические изменения его ждут в ближайшие годы и, самое главное, как это повлияет на рынок труда дизайнеров.

Как мне кажется, слушателям было интересно вместе с нами взглянуть на работу дизайнера в софтоверной компании и оценить на сколько сильно процессы, задачи и сама среда отстает от компаний B2C сектора — мы пришли из мира компаний с высокой дизайн-культурой и разница нас просто поразила. Я до этого работал креативным директором в дизайн-бюро Knock Knock, а Влад руководил проектами в Студии Лебедева. В таких компаниях интерфейсам и дизайну уделяют огромное внимание, есть отработанные методики, понятны необходимые компетенции для каждого участника процесса, но тут пришлось всё анализировать и осознавать заново, создавать новые процессы практически с нуля.

Особенность продуктов больших софтверных компаний в том, что в них вкладывают очень много сил, они стоят дорого, но при этом плохо выглядят и нередко странно работают. Это происходит из-за большого количества причин: фокуса на функциональности, специфических бизнес-процессов, инертности и консерватизма больших компаний и т. д.

Я думаю, что грядет глобальное потепление и рынок сильно поменяется, важность удобных интерфейсов растет и становится неплохим конкурентным преимуществом в ряде случаев. Но пока компании или не понимают как именно им нужно менять процессы или попросту не готовы к подобным изменениям. Мы рассказали, как у себя пытаемся решить все эти проблемы и в каком направлении двигаемся. 

Воркшоп

Помимо лекции мы провели большой воркшоп «Создание интерфейсов для систем у которых нет аналогов» состоящий из двух частей. Обычно при проектировании массовых сервисов дизайнеры просто анализируют рынок конкурентов и подобных сайтов, а после не задумываясь копируют оттуда решения — это нормальная практика и ничего в ней плохого нет. Но когда нужно проектировать сложные и спецефические сервисы, то подобный подход просто не работает. Ну и наверное не приходится говорить, что новое решение не придумать, просто копируя чужое. Чтобы показать, как работает наша команда на первой части воркшопа мы смоделировали ситуацию, максимально приближенную к боевой — мы выступили в качестве аналитиков, у которых нужно узнать абсолютно всё о продукте, перед тем как начать делать для него интерфейс. Т. е. суть задачи всего лишь в том, чтобы задавать правильные вопросы, а иначе у нас не получить правильные ответы. Задача осложняется тем, что продукт, который нужно спроектировать, специфический и с таким вряд ли кто-то сталкивался в жизни. После сбора информации ребята пошли проектировать интерфейсы.

На второй части воркшопа смотрели результат, который получился у ребят, обсуждали почему разные команды собрали разные интерфейсы и объяснили какие вопросы нужно задавать и как. Рассказали что нужно проверять на прочность каждое «нет» и «надо» от клиентов, разработчиков, аналитиков и руководства.

Это задание мы придумали на собеседованиях с дизайнерами и сходу этой задачей просто выкашивает 80% кандидатов, почти никто не готов работать на таком уровне абстракции, очень многие загоняют себя в рамки того, что уже когда-то видели и, в итоге, не способны проектировать новые решения «с нуля», отталкиваясь только от информации, а не от какой-либо картинки. Хотя сложного в этих вопросах ничего нет, если подходить к вопросу проектирования правильно и системно.

Планы

После первого рассказа лекции на живой аудитории, а также вопросов появились идеи как доработать материал в лучшую сторону. Надеюсь в ближайшее время найдем время и площадку, чтобы рассказать переработанный вариант лекции.  

6 комментариев
Sergey Lobanov

Повторю свою просьбу в твиттере, все еще интересно было бы посмотреть саму презентацию, можно ее куда-то выложить?

Артём Локи

Сергей, прости видимо не увидел просьбу. Нет, выкладывать пока не собирались. Там много довольно сырых моментов, как раз сейчас дорабатываем. Но если тебе нужны какие-то конкретные слайды, то я могу выслать на почту.

Михаил Малахов

Звучит круто, интересно было бы послушать. Тема действительно закрытая и о ней мало информации.

Øлег

Гуд!

Мiкалай

Подскажите, а есть ли запись видео воркошопа на ютуб/вимео?
Спасибо

Артём Локи

Нет, на Дизайн-Выходных не записывают видео.

Антон

Артем, тема интересная и важная. Я ищу подход к улучшению интерфейсов для интерпрайз программ. Такое чувство, что все дизайнеры (или разработчики) слизывают интерфейс с популярных решений 1С, SAP и т. д. которые в силу своей монструозности и гиперуниверсальности никогда не меняются. Можно мне как-то презу с мероприятия посмотреть?

Артём Локи

Скорее в больших компаниях похожие процессы и одни и те же проблемы (о чем мы и рассказывали), наверное, поэтому есть и много похожего в интерфейсах. Плюс люди всегда склонны что-то копировать у известных продуктов, им кажется, что всемирно известные компании не могут ошибаться.

Презентацию мы пока не выкладываем.

Жашков

Привет,
Очень интересно послушать и просмотреть. Позовите, как будете повторять.

Артём Локи

Миша, спасибо. Если выберемся куда-нибудь, то дам знать.

Популярное